Рекомендации по профилактике подростковой токсикомании и употреблении психоактивных веществ несовершеннолетними

Информационно-аналитическая справка
«Никотинсодержащая продукция»


Многочисленными научными отечественными и зарубежными исследованиями доказано негативное действие никотина на все жизненно важные системы и органы человека. Никотин является внутрисосудистым ядом, приводит к развитию тяжелых бронхолегочных заболеваний, поражению сердечно-сосудистой системы, возникновению онкологических заболеваний, формирует никотиновую зависимость: психические и поведенческие расстройства, связанные с потреблением никотина.
  Особое опасение в настоящее время вызывает потребление несовершеннолетними новых форм никотинсодержащей продукции, в том числе бездымных форм табака или синтетического никотина, к которым относятся сосательная формы табака (снюс) или никотиновые «пэки» (пакетики) без табака (никпаки), или жевательные никотиновые «конфеты». Бездымные формы табака или продукция, содержащая синтетический никотин, изготавливаются:
промышленным способом из табачного листа, связующих компонентов и ароматизаторов: «снюс», «снафф»;
кустарным способом из табачной пыли, гашеной извести и некоторых других ингредиентов: «насвай»;
промышленным или кустарным способом из синтетического никотина, полученного химическим путем, основы, пригодной для жевания с добавками ароматизаторов: «пэки», «никпаки».
  Популярность в молодежной среде бездымных форм никотинсодержащей продукции обусловлена тем, что со слов подростков, их можно употреблять незаметно от родителей и учителей, сами смеси рекламируют популярные видеоблогеры, паблики отдельных производителей.
  «Снюс», «снафф»и «насвай» запрещены к реализации в Российской Федерации с 2015 года.
 Особое опасение вызывает никотинсодержащая продукция в жевательной (сосательной) форме, которая воспринимается детьми и подростками как безобидный пищевой продукт аналогичный жевательной резинке или кондитерским изделиям. Однако потребление любой никотинсодержащей продукции несет высокую токсическую опасность, содержание никотина в одной дозе «сосательной конфеты» может кратно превышать уровень концентрации никотина в одной сигарете. В течение последних лет российские средства массовой информации публикуют информацию об отравлениях детьми бездымными формами никотинсодержащей продукции.
  Зачастую, всю вышеперечисленную продукцию называют «снюсом», однако это название относится только к сосательной форме табака, розничная и оптовая продажа которого запрещена Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-Ф3 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления никотиносодержащей продукции».
  Никотиновые пэки (никпаки) без табака размещаются в ротовой полости (на месте контакта между верхней и нижней десной и щекой формируется эрозивное поражение слизистой), они содержат синтетический никотин, ароматизаторы и вспомогательные вещества, зачастую добавки содержат вещества, представляющие угрозу для здоровья человека (например, свинец, относящийся к чрезвычайно опасным соединениям.). Производство «снюсов» ориентировано в первую очередь на детей и молодежь: красочная упаковка, ароматизаторы и вкусовые добавки маскируют неприятный вкус и запах сырья, надпись «не содержит табак», направлена на манипуляцию сознанием подростка, не обладающим в силу своего возраста достаточными знаниями о вреде никотина, убеждающая в «безвредности данной продукции».
  Однако, действующим веществом снюса, как и в табачных изделиях, является никотин. Лабораторные исследования указывают на многократное превышение в снюсе предельно допустимой дозы никотина, содержащейся в одной сигарете. Концентрация никотина в 1 пэке может соответствовать 30 одновременно выкуренным сигаретам. Дозозависимое токсическое действие никотина даже при однократном применении может представлять угрозу жизни и здоровью человека. Всасывание никотина начинается практически сразу через слизистую оболочку полости рта. Поступление токсических веществ в кровь продолжается в течение всего времени рассасывания или жевания никотинсодержащей продукции. С повышением концентрации никотина в крови усиливается его токсическое действие, прежде всего на центральную нервную систему, сердце, сосуды, органы пищеварения. Токсическое действие никотинсодержащей продукции проявляется местными и общими реакциями организма. В полости рта развивается местная воспалительная реакция, язвенный стоматит.
Общетоксическое действие никотина проявляется с первых минут поступления в организм, появляются симптомы нарушения центральной и вегетативной нервной системы: повышенная возбудимость, тремор, сердцебиение, потливость, бледность кожных покровов, увеличение частоты дыхательных движений.
  Дальнейшее поступление никотина приводит к нарастанию симптомов отравления: появляются тошнота, рвота головокружение, головная боль. Нарастают признаки нарушения сознания - от легкого оглушения до полной потери ориентации во времени, месте и пространстве. Усиливается тахикардия, возможны сердечные аритмии, одышка, судорожные подергивания, вплоть до судорожного припадка.
  Лабораторные исследования на животных показали, что клиническая картина отравления начинает проявляться через 1 минуту после введения никотина: у животных проявлялись признаки нарушения нормального функционирования нервной системы (тремор, судороги), снижается частота дыхательных движений; в случае внутрижелудочного поступления никотина (то есть проглатывания) гибель животного наступает через 2-4 минуты. По показателю острой токсичности образцы сосательной и жевательной никотинсодержащей продукции, изъятые из розничной продажи, относятся к веществам 3 класса опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.
  Повторное потребление никотинсодержащей продукции вызывает хроническое отравление организма. Никотин является фактором риска, способствующим развитию онкологических заболеваний, приводит к снижению врожденного и приобретенного иммунитета.
  Курение и употребление другой никотинсодержащей продукции во время беременности влечет разрушительные последствия, как для плода, так и для беременной женщины.
Никотин имеет высокий аддиктивный потенциал (вызывает зависимость). Его аддиктивный потенциал превосходит другие психоактивные вещества. На фоне повторного потребления никотина быстро развивается психическая и физическая зависимость.
Психическая зависимость начинает формироваться после 2-3 употреблений никотина. Подростком, вопреки очевидным негативным последствиям, овладевает непреодолимое желание повторно испытать ощущения от потребления одурманивающего вещества. Физическая зависимость развивается в течение нескольких месяцев.
Токсическое действие никотина на организм подростка проявляется комплексом психоневрологической и соматической симптоматики, характерной для поражения верхних и нижних дыхательных путей, нарушений работы сердца, других органов человека.
  Зависимость от никотина также, как и другие формы токсикомании, имеет негативные медико-социальные последствия: нарушаются высшие психические функции: снижается память, внимание, мыслительная деятельность, формируются когнитивные расстройства. Подросток отстает от сверстников в развитии, не усваивает учебную программу, перестает посещать школу.
  Предиктором токсикомании зачастую становятся: органические поражения головного мозга, индивидуальные психологические особенности, материнская депривация, низкий уровень педагогической грамотности родителей, дисфункциональная семья, отсутствия у ребенка интереса к учебе, неумение организовать свой досуг, неблагополучное окружение.
  Профилактика зависимого поведения строится в соответствии с таргетированным подходом к профилактике с учетом особенностей различных половозрастных и социальных групп населения.
  В основе профилактических вмешательств лежит био-психо-социо-духовная парадигма формирования наркологических расстройств, которая определяет необходимость формирования антиаддикгавных компетенций устойчивого развития личности, являющимися залогом успешной психологической и социальной адаптации ребенка на различных этапах его взросления.
Первичная профилактика зависимого поведения начинается еще на этапе пренатального развития ребенка через работу с беременной женщиной и ее семьей. На этом этапе важную роль играет обучение молодых супругов выстраиванию эффективных внутрисемейных отношений, обучение знаниям основ конфликтологии, развитию коммуникативных навыков. Отдельным направлением превентивной работы является предупреждение травматизации структур головного мозга ребенка в перинатальный период.
  Особую роль в профилактике наркологических расстройств играет государственная социально-экономическая поддержка молодых семей.
  С момента поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию важно создавать образовательную среду, направленную на успешное освоение ребенком базовых навыков социализации и здорового образа жизни, гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, своевременное приобщение к нормам и правилам поведения. Для этого важно повышать квалификацию педагогов дошкольного образования, в том числе в сфере профилактики зависимого поведения среди дошкольников, проводить работу с семьей дошкольника, непрерывно повышать уровень педагогической грамотности родителей, обучение их эффективным формам воспитания. Важно развитие системы семейного медико-генетического консультирования, позволяющего с учетом индивидуальных генетических особенностей ребенка выбрать оптимальную психолого-педагогическую воспитательную траекторию.
  В школе, где происходит основные этапы взросления человека, необходимо создавать условия для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка, приобщения его к социально полезной деятельности, усиливать вовлеченность родителей в проблемы своих детей. Необходимо создание условий для духовного и нравственного развития личности, формированию ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, адаптивных поведенческих стратегий для успешной психологической и социальной адаптации ребенка на различных этапах его взросления. Важную роль играет развитие молодежного волонтерского движения, которое способствует развитию лучших морально-этических и нравственных качеств личности, способствует самореализации и самосовершенствованию подростка.
  Необходимо совершенствование психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях, чтобы каждый ребенок и родитель могли получить своевременную квалифицированную психологическую помощь в трудных жизненных ситуациях.


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Карта сайта
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.