УТВЕРЖДАЮ:
Директор НРБУ ТО «Культура»
______О.Г. Девятнина
|
СОГЛАСОВАНО:
Директор ДК «Кедр»
______Г.Ю. Хайрисламова
|
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕТНЕЙ ДВОРОВОЙ
ПЛОЩАДКИ
Пояснительная записка.
Каникулярный период благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Каникулы - время игр, развлечений свобода в выборе занятий, восполнения израсходованных сил и энергии, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков, изучение ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.
Основной деятельностью дворовых площадок в каникулярное время является организация досуга детей и подростков, осуществление воспитательно-профилактической работы с ними. Правильно организованный активный отдых снимает утомление и повышает работоспособность детей и подростков. Организация подвижных игр дают большой оздоровительный эффект, в процессе игры ребята проверяют себя на смекалку, выносливость, выражают свои чувства. Являясь участником активного отдыха, дети и подростки начинают использовать приобретенные знания в школе, классе, компании друзей с целью организации досуга.
В целях организации эффективного процесса профилактики безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, а также более полной занятости детей и подростков, которые не могут по тем или иным причинам выехать в оздоровительный лагерь, организованы дворовые площадки.
Дворовая площадка предоставляет ребенку право выбирать и участвовать в различных видах деятельности в соответствии с его мотивационно-потребностной ориентацией.
Цель.
Создание условий для профилактики асоциальных явлений посредством предоставления возможности эмоционально насыщенного отдыха и организации содержательного досуга в каникулярное время.
Задачи.
- Организовать сплоченный разновозрастный коллектив, способный самостоятельно организовать культурный досуг.
- Развить навыки общения в разновозрастном коллективе.
- Развить познавательные интересы и адаптационные способности.
- Создать атмосферу психологического комфорта.
- Формировать общую культуру и здоровый образ жизни.
Основные формы и методы работы с детьми в дворовом клубе.
- Индивидуальное консультирование.
• Групповая работа - тренинговые занятия, игры, групповые дискуссии, встречи с интересными людьми и специалистами
Содержание программы.
- Игровые программы тематической направленности:
«В поле и в лесу» правила безопасности, «Здоровье, ты и твои друзья» деловая игра, «Угадай мелодию», «Лесные уроки вежливости» , «Лучший знаток народной песни», День здоровья, Ленные уроки вежливости, интеллектуальное казино
«Передай добро по кругу» игровая программа, «Веселое лето», «Веселые приключения» игровая программа, «Волшебный мир сказки»,
Коллективные творческие дела: «Летопись моего двора», «Знакомство с помощью игры»,психологическая игра-тренинг «Радость общения», «Разноцветная игра», волонтерский день, «Ало, мы ищем таланты» «Минута славы»
- Спортивные игры и соревнования, эстафеты:
«Я+ТЫ=МЫ», «Вас вызывает спортландия» игровая программа по станциям,
«Беседы об этикете», Беседа «Как стать успешным?»«Мы за здоровый образ жизни», «Юморина о здоровье» круглый стол, «Что такое хорошо и что такое плохо» психологический час,
Основные виды социальной работы с детьми и подростками по месту жительства
Основным содержанием социальной работы на дворовой площадке является:
- осуществление системы первичных профилактических мер,
необходимых для адаптации детей и подростков в микросоциуме;
- установление причин трудностей, возникающих у детей и подростков в
общении со сверстниками, родителями;
- организация на детской площадке по месту жительства культурно-
досуговой работы;
- оказание психолого-педагогической помощи.
Принципы работы:
v адресность - площадка по месту жительства находится вблизи жилых домов;
v доступность — участниками программы являются дети и подростки;
v индивидуальный подход - программа работает на основе индивидуальных потребностей детей и подростков;
v гуманность — внимательное и отзывчивое отношение к индивидуально- психологическим потребностям участников;
v бесплатность - участие в мероприятиях и услугах специалистов социальной сферы для детей и подростков бесплатно;
v самоуправление - дети и подростки участвуют в составлении и реализации программы площадки и являются основными ее организаторами;
Участники дворовой площадки:
дети и подростки 6-17 лет;
Руководители дворовой площадки:
Хайрисламова Г.Ю. – директор ДК «Кедр», начальник дворовой площадки,
Садовская Я.П. – художественный руководитель,
Горобец Р.Н. – звукооператор,
Горобец А.Н. – балетмейстер.
Время работы дворовой площадки:
Дворовая площадка работает 4 дня в неделю с 15.00-18.00 часов
Результат деятельности:
Í увеличение доли детей и подростков, охваченных организованным досугом;
Í организация стабильной досуговой работы;
Í полезная занятость детей и подростков;
Í снижение степени социальной дезадаптации;
Í снижение количества правонарушений в поселке.
Íувеличение объема знаний об играх и других формах массовых мероприятий;
Í передача и усвоение социального опыта подростков через совместную деятельность детей и взрослых.
Программа включает следующие этапы:
Подготовительный:
- разработка программы дворовой площадки;
- подбор специалистов;
- проведение рекламно-информационной компании;
- создание материальной и методической базы;
- знакомство с контингентом дворовой площадки;
- определение «болевых» вопросов в подростковой среде,
- поиск путей их решения;
- выявление лидеров и привлечение их к организации взаимодействия.
Основной:
- сплочение ребят вокруг лидеров, создание разновозрастного отряда;
- организация игр, тематических и познавательных программ.
Заключительный:
- социальная адаптация подростков;
- подведение итогов деятельности дворовой площадки.
Методические рекомендации
по организации досуга детей и подростков на дворовой площадке.
Дети 6-8лет:
Особенности поведения:
> высокий уровень активности;
> стремление научиться отличать, что такое хорошо и что такое плохо;
> требование предоставить время на самостоятельные занятия.
Советы для взаимодействия:
> организовывать шумные игры при ограничении прыжков и бега;
> развивать умения лазать и пользоваться качелями;
> использовать ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки;
> поручения должны быть конкретными и предполагать активное участие;
> предоставлять свободу действия в развитии и использовании собственных способностей.
Для этого возраста должны быть максимально задействованы подвижные
игры, поскольку это соответствует возрастным особенностям
Дети среднего возраста ( 9 - 11 лет);
Физический рост и развитие:
- медленный рост;
- девочки опережают по росту мальчиков.
Особенности поведения:
- агрессивность у мальчиков, подчинённость у девочек;
- энергичны, быстры в действии, настойчивы, отличаются энтузиазмом;
- стремятся к большой мускульной активности;
- коллективные игры; шумят, спорят; влюбчивы;
- боятся поражения, чувствительны к критике;
- мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками;
- интерес и любопытство ко всему вокруг.
Советы для взаимодействия:
-поощрять и хвалить;
-использовать активные дела; -играть в коллективные спортивные игры, заниматься по интересам;
-объяснять, отвечать на вопросы.
Дети старшего возраста 11-17 лет.
Физический рост и развитие:
> начало и завершение пубертатного периода;
Особенности поведения: >конформность;
> группирование;
> девочки стесняются своей внешности;
>активное развитие половой идентификации;
> частая смена увлечений;
> формирование «чувства взрослости»;
> эмансипирование от взрослых; > активное общение с противоположным полом.
Советы для взаимодействия: > оптимизировать самооценку;
> давать возможность для проявления лидерских наклонностей; взаимодействие на равных;
> организация работы в малых группах;
> вовлечение в социально значимые дела.
Методика подготовки и проведения мероприятий
на дворовой площадке по месту жительства
Как провести массовые мероприятия
Чтобы провести массовое мероприятие, необходимо организовать коллектив, который будет готовить это мероприятие.
Совместно с подростками можно организовать спортивные праздники,
эстафеты, экскурсии, дворовые матчи, дискотеки и т.д.
Подростки хотят делать что-то интересное - только надо помочь им найти
для этого повод. Для организации работы с подростками на площадке
помогают КТД (коллективные творческие дела).
Чтобы провести коллективное творческое мероприятие нужно определить:
- Коллективное целеполагание (определение темы, цели, задач предстоящей деятельности, выдвижение перспектив перед подростками, выработка у них убеждения в необходимости предстоящего дела, увлечение всех общей деятельностью).
- Спланировать коллективное дело (обсуждение различных предложений, вариантов плана, конкурс на лучшую разработку плана, определение оптимального для данных условий варианта, подбор материала, составление вопросов-заданий, выбор совета дела).
• Подготовить коллективное дело (распределение поручений между участниками деятельности, определение заданий для микроколлективов, выбор ответственных, проведение анкеты, организация контроля за выполнение заданий).
- Провести его (содержание и методика проведения мероприятия зависит от целей, задач, формы).
- Проанализировать то, что сделано (Что удалось? Что не получилось и почему? Чему научились? Что надо учесть в будущей работе?)
Для детей КТД - это:
«К» - «живи для улыбки товарища» (общение, забота, коллективный труд);
«Т» - «к каждому делу - творческий подход» (творчество);
«Д» - «делаем сами» - планируем, проводим, анализируем («самостроительство личности»).
Типы игровых массовых мероприятий
- Развлекательно-игровые (КВН и т.д.). Игры, построенные на чередовании конкурсов (импровизация или конкурсы, д/з).
- Интеллектуально-познавательные игры (Брейн-ринг).
- Спортивные (Веселые старты, спортивные эстафеты).
Этапы подготовки и проведения массового мероприятия
1. Конструирование MM
2. Подготовка.
3. Проведение.
4. Анализ.
Конструирование ММ
|
|
Игровые массовые мероприятия
|
Развлекательные массовые мероприятия
|
1 . Определить тему мероприятий.
- Заложить основу:- правила известной игры; - имитация действий.
- Разработать правила.
- Придумать сюжет.
- Подготовить макет вопросов: - Кто принимает участие (команды или индивидуальные участники)? - Сколько человек (в игре, команде)? - Сколько команд? - Кто задает вопросы: ведущие или участники друг другу по очереди? Как задаются вопросы: одновременно, по жребию.
- Определить время на подготовку.
- Готовность участников.
- Оценка.
- Определить окончание игры.
- Определить победителя.
|
1 . Определить тему мероприятий.
- Отобрать участников программы.
- Составить план программы (порядок номеров).
- Провести репетицию.
- Реклама мероприятия (указать название, дату, время).
- Определить место нахождение зрителей во время выступления ребят.
- Поощрение участников.
|
|
|
Подготовка мероприятия:
- Создание команд (в играх);
- Реквизит (декорация и т.д.);
- Место проведения;
- Техническое обеспечение (музыкальное оборудование);
- Призы (в играх);
- Ведущие;
- Зрители (болельщики);
- Жюри;
- Материальное обеспечение.
Методика проведения игр с подростками
Игры бывают самые разнообразные, но необходимо помнить, что в игре для ребенка главное - получить удовольствие, реализовать интерес. Иначе она перестаёт быть игрой. Все игры, несмотря на их отличия, имеют общую ''схему, В основе любой игры лежит правило ее организации. Участники игры добровольно следуют выполнению этих правил.
В любой игре есть:
- Завязка: определение цели игры, распределение ролей, установка правил и т.д.
- Развитие действия.
- Кульминация.
- Финал.
- Последствие.
Особо следует обратить внимание на моральное и психологическое состояние ребят после окончания игры. Необходимо помочь ребятам сделать анализ игры и собственных эмоций, постараться снять отрицательные эмоции у ребят, потерпевших поражение в игре.